«

»

Апр 08 2016

Распечатать Запись

Психологическая готовность к обучению в школе.

Прежде всего, необходимо помнить, что под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения, но их определённый набор, в котором должны присутствовать все основные элементы, хотя уровень их развития может быть разным. Это похоже на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определённого блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные, они могут дополнять друг друга, и недостаток одного может компенсироваться большим количеством другого, но совсем без них хозяйка обойтись не может. 

Что же входит в набор «школьной готовности»? Это, прежде всего, три составляющие:

  • Личностная и социальная,

  • Интеллектуальная,

  • Эмоционально-волевая.

Для наглядности компоненты представлены в таблице. (См. приложение)

Личностная и социальная готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям школьной жизни.

Опыт показывает: у многих детей начало система­тического обучения вызывает своего рода «ускоре­ние». Поэтому решить, где будет лучше ребенку — в школе или еще год в детском саду, непросто. Бывают случаи, когда еще год дома или в детском саду необходим; но может быть и так, что мы лишили ребенка возможности повзрослеть в борьбе с труд­ностями… Главное, знать и помнить: первое — дети, не готовые к обучению, могут учиться, но требуют специального подхода, отставание само собой не пройдет; второе — психологическая функциональная неготовность ребенка к обучению, как правило, не существует сама по себе, она тесно связана со здоровьем ребенка.

Родители должны знать всё о здоровье своего ребенка. При необходимости получить квалифицированную консультацию о том, что можно и необходимо сделать, чтобы его укре­пить, избавиться от тех или иных проблем еще до поступления в школу.

Редко какая мама говорит, что ребенок ничем не болел. Как правило, с поступлением в ясли и дет­ский сад начинается цепь так называемых простуд­ных заболеваний. Постоянные ОРВИ, гриппы, анги­ны, бронхиты — это очень серьезно. Серьезно еще и потому, что далеко не все родители относятся к ним с необходимой озабоченностью. Считается: корь, свинка и другие инфекции — это серьезно, а про­студные — нет. Какая большая ошибка! Любое из тих заболеваний (а особенно если они часты) значительно снижает возможности организма ребенка, создает фон для возникновения других, часто хронических заболеваний.

Интеллектуальная готовность заключается в приобретении определённого кругозора, запаса конкретных знаний; в понимании общих закономерностей, лежащих в основе научных знаний. Интеллектуальная готовность предполагает также формирование у ребёнка определённых умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребёнка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и отличий предметов, их свойств.

Важная примета интеллектуальной готовности к школе не просто разрозненные знания, представле­ния о предметах, их свойствах, а, прежде всего, умение увидеть связи, закономерности, желание ре­бенка понять, что, отчего и почему.

В целях интеллектуальной подготовки ребёнка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности детей, научить навыкам обследования, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи и дать необходимую систему знаний об окружающем, помочь детям в овладении сенсорными эталонами.

У ребёнка в дошкольный период должна быть развита ЗКР. Сюда входит чистое произношение, эмоциональная культура речи. Обязательно развит фонематический слух. Невыразительная речь приводит к плохому усвоению знаков препинания, невыразительному прочтению стихотворений.

У ребёнка должна быть развита и разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно, что слышал и видел на прогулке, празднике. Ребёнок должен уметь выделить главное в рассказе, передать содержание своими словами и по плану.

Важно, чтобы ребёнок желал узнавать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.

Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Ребёнок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе, н-р, написание элементов буквы. Развитие восприятия, мышления позволяет ребёнку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления. Позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности. Позволяет ребёнку рассуждать, делать выводы.

Волевая готовность заключается в способности ребёнка напряжённо трудиться, делая то, что от него требует учёба, режим школьной жизни. Ребёнок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

У ребёнка должна быть сформирована организованность. Уметь своевременно начинать работу. Уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

Итак, важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки; не учить писать, а создавать условия для развития тонко координиро­ванных движений руки и пальцев. И еще: развивать способность ребенка слушать, понимать смысл про­читанного, умение пересказывать. Важен не объем знаний ребенка, а качество его мышления!

Если ребёнок во время Вашего разговора с другим человеком, ходит по комнате, все трогает, не обращает внимания на наши просьбы сесть и поиграть в интересную игру, поговорить, то стоит подумать, не рановато ли ему в школу.

Такое поведение не просто непосредственность, что в сочетании с час­тыми простудными заболеваниями это непонимание ситуации, отсутствие дистанции в общении со взрос­лыми, неумение сосредоточиться и повышенная воз­будимость создадут непреодолимые трудности в школе.

Исследования показывают: больше всего не гото­вых к обучению детей в возрасте 5—5 с половиной лет — около 80 %; в 6 лет таких детей уже намного меньше — 51%,ав6с половиной лет — 32 %. В 7-летнем возрасте число не готовых к школе детей снижается до 13 %. Речь идет именно о системати­ческом обучении в условиях классно-урочной систе­мы по определенной программе и в определенном темпе; по индивидуальной программе учить ребенка можно и в 4, и в 5 лет…

К концу дошкольного возраста ребенку уже мало одной игрыу него формируется стремление к общественно значимой деятельности; оно и стано­вится предпосылкой готовности к обучению. Посте­пенно ребенок начинает нуждаться в новых источ­никах знания, в новых отношениях, его уже не удовлетворяет обычный статус маленького, он хочет учиться.

Что привлекает ребенка в школе? Поначалу преимущественно внешние моменты школьной жиз­ни — школьная сумка, тетради, учебники, сама шко­ла, новые друзья. Все это, конечно, еще не отноше­ние к новому виду деятельности, не отношение к учебе как таковой, не желание учиться ради получе­ния знаний, но это — основа желания изменить свое место в обществе. Однако желание ребенка далеко не всегда совпадает с его возможностями.

Хватит ли у него волевых сил для нового образа жизни? Ведь необходимо многое: чтобы он сумел безболезненно принять новые требования, суть самого процесса учения, требования учителя. Наконец, чтобы отличал учительницу от бабушки, с которой можно каприз­ничать, а в школе этого делать нельзя.

Коллективная деятельность в классе предполагает интенсивное общение и совместную работу как с другими учениками, так и с учителем. Не все дети готовы к такой работе. Специальные исследования психологов показали: в игре-эксперименте, когда задание, которое давалось детям, можно было вы­полнить, только если дети договорятся друг с дру­гом, многие из них вообще не обращали внимания на партнера. Все их внимание было направлено непосредственно на игру как таковую. Выполнить поставленную перед ними задачу одни не стреми­лись; другие не могли найти нужного взаимодейст­вия, не знали, как это сделать; третьи устойчиво стремились к цели, но посредством соперничества, а не сотрудничества. И только некоторые смогли пред­варительно согласовать свои действия и действия партнера. Увы, такой уровень взаимодействия ока­зался скорее исключением, чем правилом…

Умение сосредоточиваться и внимательно, не от­влекаясь, слушать учителя, также не всем детям присуще: немало таких, кто не может и пяти минут работать сосредоточенно. Причины такого невнима­ния могут быть самыми разными: это и особенности высшей нервной деятельности, и быстрая истощаемость и утомляемость из-за плохого здоровья, и собственно психологическая неготовность — слабые, неразвитые возможности управления вниманием и запоминанием.

Умения и способности действовать по инструкции, управлять своим учебным процессом складываются, как правило, не раньше 6 лет. И если мы заставим ребенка выполнять достаточно длитель­ную работу, да еще потребуем сосредоточенности на какой-либо деятельности, а ребенок еще не готов к такой деятельности,— чем это может кончиться? Вот чем: ребенок начинает увиливать от занятий, а то и прямо отказываться!

Постоянная ссылка на это сообщение: https://goldkey-14ds.ru/2016/04/08/psixologicheskaya-gotovnost-k-obucheniyu-v-shkole/

Создание сайтов — www.msonline.ru
error: Content is protected !!